Введение

      К северу от Села Троице – Лыкова местность постепенно понижается и образует огромный полуостров окруженный с трех сторон широкой излученной Москвы-реки. В прошлые времена, до строительства канала и Кармышевской платины, водный режим не был постоянным. В летнее время она на столько пересыхала, что во многих широких местах ее можно было перейти вброд. Но в весеннее половодье уровень воды поднимался на 5-6 м, затопляя прибрежные луга. Жить на берегу реки в этом месте было рискованно, однако и здесь почти по всему побережью встречаются старинные селища – следы существовавших некогда сел и деревень.

1. Возникновение

       Лишь одно из этих селений, расположенное в северо-восточной части полуострова на сравнительно высоком участке берега Мосвы-реки сохранилось до сих пор. Заливные луга служили отличными пастбищами для скота, а по их окраинам тянулись поля с плодородной почвой. В Москве-реке водилось много рыбы, в том числе и крупной – щук, лещей, судаков, которых можно было добывать с помощью остроги. Возможно, что это слово и легло в основу названия села Острогино. Но, скорее всего, название связано уже с прозвищем «Острога», которое могло принадлежать одному из рыболовов, живших в этих местах в далеком прошлом.

2. Деревня Острогино

       Сама деревня была не велика. В 1646 г. все мужское население Острогина составляло 46 человек. Добирались до Строгина по старому Волоколамскому тракту. Он начинался у Пресненской заставы и затем шел на северо-запад, а потом строго на запад. Наезженная колея, оставляя позади речку Ходынку и пересекая Ходынское поле, проходила западнее Покровского-Стрешнева. Затем свернув с нее налево, путники выезжали к деревне Щукино, а там спустившись к броду через реку попадали в Строгино. В этом месторасположение Строгина было гораздо выгоднее по сравнению с Троице-Лыковом. Несомненно, что близость к большой дороге имела важное значение для развития крестьянского хозяйства. Деревня быстро разрасталась и по количеству жителей превзошла села Хорошево и Троице-Лыково, уступая только соседней деревне Тушино, расположенной на большой дороге.

3. XIX век.

      В 1811 г. в Острогине было уже 260 мужчин. В 1812 г. многие из них были взяты ратниками в оплчение. Трое из них умерли от ран, вернувшись в родную деревню. В XIX веке прежнее название деревни упрощается, во всех документах она теперь числится как Строгино. В 1852 г. в Строгине проживало 730 человек, в 1862 – 751. В 1861 году произошло великое событие – отмена крепостного права. Строгино не только отделилась от прежнего помещичьего владения, но и отошел в другую волость – Всехсвятскую. Многие крестьяне получив вольную тут же устремились на заработки в Москву и в другие места, оставили свою деревню. В 1900г. в Строгине проживало 864 человека.

4. Довоенные годы

     В 1927 г. в Строгине проживало 1302 человека. В 1929 г. началась коллективизация. Как и всюду, забирали в колхоз всех лошадей и часть коров, мучали непосильными налогами. Около 30 семей были раскулачены. В семьях раскулаченных ссылали не всю семью «кулака», а кого-то одного: либо мужа, либо жену. Мало кто вернулся «перековавшись». Весной 1934 г. забурлила жизнь в Строгино. Началось строительство канала Москва-Волга. Было выстроено у реки множество бараков, поставили заборы с колючей проволокой и привезли сюда огромное количество людей для выполнения задуманных работ. Жизнь колхозного Строгина шла своим чередом. Колхоз носил имя К.В. Уханова. Открыли в колхозе детский сад и ясли, которые, впрочем, работали только летом.

5. Война

    Когда фашисты были отброшены от Москвы, в Строгине с 22 по 28 декабря 1941 формировалась первая автоколонна с продуктами для блокадного Ленинграда. Отсюда начиналась «Дорога Жизни». Колонна насчитывала 40 автомашин, за которыми было закреплено 80 водителей. Колонна состояла из полуторок «М-61-651». С декабря 1941 г. по март 1943 в осажденный Ленинград было доставленно около 600 тысяч тонн грузов, и этими же машинами доставлено на Большую землю свыше 600 тысяч человек. Сейчас на улице Исаковского стоит скромный обелиск, на котором выбиты 150 фамилий тех односельчан, которые не вернулись в родное Строгино.

6. Современность

     В соответствии с Генеральным планом строительства Москвы на территории, прилегающий к Строгину, предполагалось создать обширную зону отдыха с искусственными водохранилищами и чистыми песчаными пляжами. Так в 1960-х гг. выросло огромное по площади водохранилище, отделенное узкой береговой полосой от течения реки. Но столицы нужны были земли для нового жилищного строительства. Большой жилой микрорайон планировался на месте Тушинского аэродрома. При прокладке новой линии метрополитена была заложена даже дополнительная станция. Но в дальнейшем выяснилось, что для застройки этого микрорайона необходимо наращивание прибрежной дамбы, что связано с очень большими расходами. И тогда для застройки избрали район деревни Строгино. Автороми проекта были назначены А.М. Половников, Б.В, Боде, Ю.В, Громченко и другие. Работы начались в 1977 г., а первые новоселы приехали сюда осенью 1979 г. Деревня Строгино никому не мешала. Но она была снесена полностью, а на ее месте была проложена эспланда – площадка для обозревания ближайших окрестностей и Тушинского аэродрома.

 

Информация взята из книги "Энциклопедия Московских Селений"

 

Карта сайта


Сервисы




Hosted by uCoz